4. Письмо В.И. Ленина
членам Политбюро о событиях в г. Шуе и политике в отношении
Церкви
Товарищу Молотову для
членов Политбюро
Строго секретно
Просьба ни в коем случае
копий не снимать, а каждому члену Политбюро (тов. Калинину
тоже) делать свои пометки на самом документе.
Ленин.
По поводу происшествия в
Шуе, которое уже поставлено на обсуждение Политбюро, мне кажется,
необходимо принять сейчас же твердое решение в связи с общим тоном
борьбы в данном направлении. Так как я сомневаюсь, чтобы мне удалось
лично присутствовать на заседании Политбюро 20 марта, то поэтому я
изложу свои соображения письменно.
Происшествие в Шуе должно
быть поставлено в связь с тем сообщением, которое недавно РОСТА
переслало в газеты не для печати, а именно сообщение о
подготовляющемся черносотенцами в Питере сопротивлении декрету об
изъятии церковных ценностей. Если сопоставить с этим фактом то, что
сообщают газеты об отношении духовенства к декрету об изъятии
церковных ценностей, а затем то, что нам известно о нелегальном
воззвании Патриарха Тихона, то станет совершенно ясно, что
черносотенное духовенство во главе со своим вождем совершенно
обдуманно проводит план дать нам решающее сражение именно в данный
момент.
Очевидно, что на секретных
совещаниях влиятельнейшей группы черносотенного духовенства этот
план обдуман и принят достаточно твердо. События в Шуе лишь одно из
проявлений этого общего плана.
Я думаю, что здесь наш
противник делает громадную ошибку, пытаясь втянуть нас в решительную
борьбу тогда, когда она для него особенно безнадежна и особенно
невыгодна. Наоборот, для нас именно данный момент представляет из
себя не только исключительно благоприятный, но и вообще единственный
момент, когда мы можем с 99-ю из 100 шансов на полный успех разбить
неприятеля наголову и обеспечить за собой необходимые для нас
позиции на много десятилетий. Именно теперь и только теперь, когда в
голодных местах едят людей и на дорогах валяются сотни, если не
тысячи, трупов, мы можем (и поэтому должны) провести изъятие
церковных ценностей с самой бешеной и беспощадной энергией, не
останавливаясь перед подавлением какого угодно сопротивления. Именно
теперь и только теперь громадное большинство крестьянской массы
будет либо за нас, либо, во всяком случае, будет не в состоянии
поддержать сколько-нибудь решительно ту горстку черносотенного
духовенства и реакционного городского мещанства, которые могут и
хотят испытать политику насильственного сопротивления советскому
декрету.
Нам во что бы то ни стало
необходимо провести изъятие церковных ценностей самым решительным и
самым быстрым образом, чем мы можем обеспечить себе фонд в несколько
сотен миллионов золотых рублей (надо вспомнить гигантские богатства
некоторых монастырей и лавр). Без этого никакая государственная
работа вообще, никакое хозяйственное строительство в частности и
никакое отстаивание своей позиции в Генуе в особенности совершенно
немыслимы. Взять в свои руки этот фонд в несколько сотен миллионов
золотых рублей (а может быть и несколько миллиардов) мы должны во
что бы то ни стало. А сделать это с успехом можно только теперь. Все
соображения указывают на то, что позже сделать это нам не удастся,
ибо никакой иной момент, кроме отчаянного голода, не даст нам такого
настроения широких крестьянских масс, который бы либо обеспечил нам
сочувствие этих масс, либо, по крайней мере, обеспечил бы нам
нейтрализование этих масс в том смысле, что победа в борьбе с
изъятием ценностей останется безусловно и полностью на нашей
стороне.
Один умный писатель по
государственным вопросам справедливо сказал, что если необходимо для
осуществления известной политической цели пойти на ряд жестокостей,
то надо осуществить их самым энергичным образом и в самый короткий
срок, ибо длительного применения жестокостей народные массы не
вынесут. Это соображение в особенности еще подкрепляется тем, что по
международному положению России для нас, по всей вероятности, после
Генуи окажется или может оказаться, что жестокие меры против
реакционного духовенства будут политически нерациональны, может
быть, даже чересчур опасны. Сейчас победа над реакционным
духовенством обеспечена полностью. Кроме того, главной части наших
заграничных противников среди русских эмигрантов, т.е. эсерам и
милюковцам, борьба против нас будет затруднена, если мы именно в
данный момент, именно в связи с голодом проведем с максимальной
быстротой и беспощадностью подавление реакционного
духовенства.
Поэтому я прихожу к
безусловному выводу, что мы должны именно теперь дать самое
решительное и беспощадное сражение черносотенному духовенству и
подавить его сопротивление с такой жестокостью, чтобы они не забыли
этого в течение нескольких десятилетий. Самую кампанию проведения
этого плана я представляю следующим образом:
Официально выступать с
какими бы то ни было мероприятиями должен только тов. Калинин, —
никогда и ни в каком случае не должен выступать ни в печати, ни иным
образом перед публикой тов. Троцкий.
Посланная уже от имени
Политбюро телеграмма о временной приостановке изъятий не должна быть
отменяема. Она нам выгодна, ибо посеет у противника представление,
будто мы колеблемся, будто ему удалось нас запугать (об этой
секретной телеграмме, именно потому, что она секретна, противник,
конечно, скоро узнает).
В Шую послать одного из
самых энергичных, толковых и распорядительных членов ВЦИК или других
представителей центральной власти (лучше одного, чем нескольких),
причем дать ему словесную инструкцию через одного из членов
Политбюро. Эта инструкция должна сводиться к тому, чтобы он в Шуе
арестовал как можно больше, не меньше, чем несколько десятков,
представителей местного духовенства, местного мещанства и местной
буржуазии по подозрению в прямом или косвенном участии в деле
насильственного сопротивления декрету ВЦИК об изъятии церковных
ценностей. Тотчас по окончании этой работы он должен приехать в
Москву и лично сделать доклад на полном собрании Политбюро или перед
двумя уполномоченными на это членами Политбюро. На основании этого
доклада Политбюро даст детальную директиву судебным властям, тоже
устную, чтобы процесс против шуйских мятежников, сопротивляющихся
помощи голодающим, был проведен с максимальной быстротой и
закончился не иначе, как расстрелом очень большого числа самых
влиятельных и опасных черносотенцев г. Шуи, а по возможности также и
не только этого города, а и Москвы и нескольких других духовных
центров.
Самого Патриарха Тихона, я
думаю, целесообразно нам не трогать, хотя он несомненно стоит во
главе всего этого мятежа рабовладельцев. Относительно него надо дать
секретную директиву Госполитупру, чтобы все связи этого деятеля были
как можно точнее и подробнее наблюдаемы и вскрываемы, именно в
данный момент. Обязать Дзержинского, Уншлихта лично делать об этом
доклад в Политбюро еженедельно.
На съезде партии устроить
секретное совещание всех или почти всех делегатов по этому вопросу
совместно с главными работниками ГПУ, НКЮ и Ревтрибунала. На этом
совещании провести секретное решение съезда о том, что изъятие
ценностей, в особенности самых богатых лавр, монастырей и церквей,
должно быть произведено с беспощадной решительностью, безусловно ни
перед чем не останавливаясь и в самый кратчайший срок. Чем большее
число представителей реакционной буржуазии и реакционного
духовенства удастся нам по этому поводу расстрелять, тем лучше. ( *
) * По неполным данным, в течение 1922 года было уничтожено 8100
духовных лиц, кроме того тысячи людей погибли, защищая святые иконы
и священные сосуды от комиссий по изъятию церковных ценностей
(Журнал "Слово", °5, 1991, М.).
...Для наблюдения за
быстрейшим и успешнейшим проведением этих мер назначить тут же на
съезде, т. е. на секретном его совещании, специальную комиссию при
обязательном участии т. Троцкого и т. Калинина, без всякой
публикации об этой комиссии с тем, чтобы подчинение ей всей операции
было обеспечено и проводилось не от имени комиссии, а в
общесоветском и общепартийном порядке. Назначить особо ответственных
наилучших работников для проведения этой меры в наиболее богатых
лаврах, монастырях и церквах.
Ленин.
Прошу т. Молотова
постараться разослать это письмо членам Политбюро вкруговую сегодня
же вечером (не снимая копий) и просить их вернуть Секретарю тотчас
по прочтении с краткой заметкой относительно того, согласен ли с
основою каждый член Политбюро или письмо возбуждает какие-нибудь
разногласия.
Опубликовано по "Архивы
Кремля. В 2-х кн. Политбюро и церковь. 1922—1925гг.", — М. —
Новосибирск, "Российская политическая энциклопедия" (РОССПЭН),
"Сибирский хронограф", 1997—1998, кн.1, с.140.
НАЧАЛЬНИКУ СОГПУ тов.
САМСОНОВУ
Нач[альника] 6 отд[еления]
СОГПУ т. ТУЧКОВА
Рапорт
Доношу, что за последнее
время в работе отделения по расколу церковников, создаются некоторые
ненормальности, вследствии которых не представляется возможным
провести ту линию, которая намечена. В В.Ц.У. вопреки нашему желанию
наметилась определённая тенденция не принимать и не утверждать
попов, дьяконов и т.д. с подмоченными репутациями как-то:
рас[с]триг, иллиадорцов и т.д. Замечается также уклон в сторону
гуманности по отношению к высшим антисоветским иерархам и к
кристолизации членов групп "Живая Церковь" и если ещё добавить к
этому зачисление б. обер-прокурора ЛЬВОВА Управделами ВЦУ, то это
будет совсем солидно.
Я усмотрев такой поворот в
поведении В.Ц.Управления вызвал Красницкого и информировался.
Последний говорит, что нами дескать делается и проводится, это есть
директивы т. ГАЛКИНА.
Я имея в виду эту работу
очень ответственной и серьёзной, докладываю Вам о вышеизложенном,
прошу дать указания следует ли впредь 6-му отделению продолжать
дальнейшую работу по даче директив и указаний ВЦУ или только вести
работу в области исключительно агентурно-оперативного характера, ибо
разрозненые действия с одной стороны тов. ГАЛКИНА с другой нашей
могут принести много неудобств не только здесь, но отразится и на
местах, где уже нами эта работа достаточно хорошо
налажена.
П.П. НАЧАЛЬНИК 6-го
отделения СОГПУ: Е. Тучков
"24" июля 1922 года.
—
— ЦА ФСБ, ф. 2, оп. 4, д.
372, л. 81. Машинописны подлинник, подпись, число даты и формула
"П.П." — автограф.
Опубликовано
по "Архивы Кремля. В 2-х кн. Политбюро и церковь. 1922—1925гг.", —
М. — Новосибирск, "Российская политическая энциклопедия" (РОССПЭН),
"Сибирский хронограф", 1997—1998, кн.2, ° II—153,
с.309.
Совер[шенно]
Секретно.
СВОДКА ° 3
6-го Отделения СОГПУ о
расколе духовенства[,] составленная по материалам[,] полученным с 15
по 20 августа. —
Отпечатано в количестве
6-ти экз[емпляров] и разослано т.т. ДЗЕРЖИНСКОМУ, УНШЛИХТУ,
МЕНЖИНСКОМУ, ТРОЦКОМУ, СТАЛИНУ и САМСОНОВУ. —
ЦЕНТРАЛЬНЫЕ
ГУБЕРНИИ.
БРЯНСКАЯ:
Викарный епископ Алексей в "Брянских Известиях"
осуждает политику Тихона и заявляет себя сторонником обновленческого
движения. Его поддерживают несколько активных церковников,
встречающих сочувствие в низах духовенства. Организации "Живой
Церкви" не создано. Обновленческое движение тормозится епархиальным
архиереем Амвросием, определенным сторонником Тихоновского толка.
Брянский Губотдел подчеркивает необходимость удаления Амвросия и
если возможно назначение на его место Алексея.
ВЛАДИМИРСКАЯ:
Обновленческое движение за исключением
Суздальского уезда развивается слабо.
В Александровском,
Гороховецком, Муромском, были попытки к объединению церковных
обновленцев, но кончилось неудачей. В последний момент удалось
организовать слабую ячейку в Александровском уезде, сильнее в
Муромском. Муромский священник ВОСКРЕСЕНСКИЙ выпустил воззвание, в
коем, "свидетельствуя о полном развале церкви, руководимой высшей
иерархией, приглашает духовенство сплотиться для выработки новых
форм церковного Управления". К этому воззванию подписи свои
присоединили: погоста Липовец свящ[енник] БЕНЕВОЛЕНСКИЙ, дьякон
КУДРЯВЦЕВ, погоста Зяблицкаго протои[e]p[еи] САДИКОВ и ЦЕЛЕБРОВСКИЙ,
села Арефина свящ[енники] Вас[илий] СОКОЛОВ и Вл[адимир] СОКОЛОВ,
села Иголкина свящ[енник] УШАКОВ, села Варежа свящ[енник] КАСАТКИН.
Движение во Владимирской губернии противодействует: еп[ископы]
Афанасий и Василий, игумен Суздальского монастыря Леонтий СТАСЕВИЧ.
МЕСТНАЯ ГАЗЕТА "ПРИЗЫВ" НА ЦЕРКОВНЫЙ ВОПРОС РЕАГИРУЕТ
СЛАБО.
ВОРОНЕЖСКАЯ:
В
ряде уездов и городов состоялись окружные съезды духовенства. В
Караче, в количестве 45 человек под председательством свящ[енника]
МЕДВЕДЕВА и в присутствии еписк[опа] СЕРАФИМА. На съезде
переорганизовано местное окружное церковное управление. Состав его
вошли: еп[ископ] Серафим, прот[оиерей] КНИЖНИКОВ, свящ[енники]
ФЕДОРОВСКИЙ, КОЗМИН, ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ. Съездом одобрен и принят за
руководство устав "Живой Церкви". В ЗАДОНСКЕ образовалась группа
"Живая Церковь". Во главе ее встал местный епископ Иоанн. Секретарем
группы — ученый Богослов Сергей ПОПОВ. Группой выпущены воззвания к
верующим. 13/7 состоялось окружное собрание духовенства. Съезд
постановил присоединиться к группе "Живая Церковь". Избрано новое
окружное Управление в составе: еп[ископа] Иоанна, прот[оиереев]
ЛЕБЕДЕВА, СМИРНИЦКАГО, ПОПОВА Н., ПОПОВА С. 18/7 съезд состоялся в
ОСТРОГОЖСКЕ. Сюда прибыли представители КОРОТОЯЦКОГО уезда. Съездом
послано приветствие ВЦУ. Избрано в окружное Управление свящ[енники]
КОЗЛОВСКИЙ, ЖДАНОВ, ЗАМЯТИН, ЛЫКОВ, ШПАТОВ и два мирянина — РОШИН и
ЮРОВ. НА СТРАНИЦАХ "НАШЕЙ ЖИЗНИ" ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ЛЕВОГО КРЫЛА
СВЯЩ[енник] СМИРНОВ КРИТИКУЕТ СЪЕЗД, НАЗЫВАЯ ЕГО УЧАСТНИКОВ "ПЛОХИМИ
ПРОГРЕССИСТАМИ" И СТАВЯ ИМ НА ВИД, ЧТО 1) НЕОСМЕЛИЛИСЬ ОТКРЫТО
ОСУДИТЬ ТИХОНА ЗА ЕГО ВОЗЗВАНИЕ И ДРУГИЕ ДЕЛА, 2) НЕ СКАЗАЛИ ПРЯМО,
ЧТО НАДО УНИЧТОЖИТЬ МНОГИЕ ОБРЯДЫ, ИЗОБРЕТЕННЫЕ ДУХОВЕНСТВОМ, ЧТОБЫ
БЫЛО ЗА ЧТО ПОЛУЧАТЬ ДЕНЬГИ С МИРЯН. Такой же съезд духовенства 15/7
состоялся в ВАЛУЙКАХ. Все члены съезда в количестве 29 человек
вступили в группу "Живая Церковь". Только один прот[оиерей] ГОРЬКОВ
остался при особом мнении. 30/6 съезд состоялся в БОБРОВСКЕ. 10/6 в
ВОРОНЕЖЕ, Митрофановском монастыре состоялся епархиальный съезд
духовенства. Съезд признал ВЦУ каноническим и выразил ему
подчинение. В состав епархиального управления вошли архимандрит
Тихон, прот[оиерей] ПОПОВ, протоиерей СЕРГЕЕВ, свящ[енник] АВДИЕВ.
Против образования новаго епархиального Управления возражал
прот[оиерей] тихоновец АЛФЕРОВ. При чтении устава "Живая Церковь" с
возражениями выступали миряне, требуя для себя место в новой церкви.
Съезд вынес резолюцию ходатайствовать о пересмотре устава и включить
в "Живую Церковь" мирян. На съезде в группу Ж[ивой] Ц[еркви]
записались: еп[ископ] Филипп, прот[оиерей] ПОСТНИКОВ, АНТОНОВ,
свящ[енники] ПОДОЛЬСКИЙ, НОВОМИРСКИЙ, ЧАХОВ, СТРАХОВ, ОДИНЦОВ, ПОПОВ
Я., ФЕДОРОВ, ПОПОВ К., ПОПОВ А., протодьякон РЕЗНИКОВ, дьякон
ИВАХМЕНКО, ХОМЕНКО, псаломщ[ик] НАЗАРЧЕНКО. Губернским съездом в
Москву была отправлена следующая телеграмма: "воронежский
губ[ернский] съезд духовенства и мирян единогласно приветствует ВЦУ,
как правомочный орган высшей Церковной власти в России".
ИВ[АНОВО-]
ВОЗНЕСЕНСКАЯ:
30.10.1922.
Совершенно
секретно
Пять месяцев тому назад в
основу нашей работы по борьбе с духовенством была поставлена задача:
“борьба с тихоновским реакционным духовенством” и, конечно, в первую
очередь с высшими иерархами, как-то: митрополитами, архиепископами,
епископами и т.д.
Для осуществления этой
задачи была образована группа, так называемая “Живая церковь”,
состоящая преимущественно из белых попов, что дало нам возможность
поссорить попов с епископами, примерно, как солдат с генералами, ибо
между белым и черным духовенством существовала вражда еще за долго
до этого времени, так как последнее имело большое преимущество в
церкви и ограждало себя канонами от конкуренции белых попов на
высшие иерархические посты. Это обстоятельство нами было учтено и с
этого было приступлено к осуществлению означенной задачи.
Наряду с множеством
статей, воззваний, речей и пр., в коих клеймилась тихоновская и
монашеско-архиерейская политика и сам Тихон, попы, взяв в свои руки
верховную церковную власть, приступили к реальному осуществлению
этой задачи, т.е. удалению от управления епархиями тихоновских
архиереев и замены их лояльными по отношению к Соввласти. В первую
очередь заменялись архиереи особо реакционного плана...
Окончательно разгромить
тихоновский и полутихоновский епископат и лишить его управления
церковью возможно было бы только в том случае, если бы вопреки
канонам посвящать женатых попов в епископы и выбрать из них
епископов с новыми взглядами, то в этом случае, несомненно, был бы
епископат явно настроен против Тихона и его политики...
По выполнении этой задачи,
т.е. когда будет сломлена и дискредитирована тихоновщина, которая до
сего времени имеет еще первенствующее значение, отсюда логический
вывод, что наступает период паралича единства Церкви, что несомненно
должно произойти на Соборе, т.е. раскол на несколько церковных
групп, которые будут стремиться осуществить и проводить в жизнь
каждая свою реформу.
Начальник 6-го отделения
секретного отдела ГПУ Е. Тучков.
30 октября 1922
г.
ЦПА, Ф. 5, оп. 2, ед. хр.
55, л. 43.
31.10.1922.
Специально созданной
подкомиссией в составе тт. Красикова, Менжинского и Попова
рассмотрены дела епископов, попов и мирян, уличенных в активной
“тихоновщине”.
Часть их постановлено
подвергнуть административной ссылке от двух до трех лет. В качестве
мест ссылки назначены в первую очередь Зырянская область (имеющая
пункты, удаленные на полторы тысячи верст от ж.д. — абсолютно
пустынные и глухие) и Хива, по своим географическим, этнографическим
свойствам признана чрезвычайно благоприятным местом ссылки для
реакционного духовенства. Другую часть находящихся под стражей
епископов и попов, бывших ближайшими сотрудниками Тихона по Синоду и
старому ВЦУ, решено предать суду вместе с бывшим
патриархом...
Принимаются меры к
получению от представителей “Живой церкви” и ВЦУ конкретных
материалов, устанавливающих контрреволюционную работу определенных
лиц из состава тихоновского духовенства и реакционного мирянства на
предмет применения к ним судебных и административных мер.
В области разложения
православной церкви
Принятыми мерами удалось
приостановить разгоревшуюся междоусобную борьбу обновленческих групп
в целях создания хотя бы временно их общего фронта против
“тихоновщины”, начавшей было заметно усиливаться в последнее время.
Результатом явилось усиление репрессий со стороны ВЦУ по адресу
“тихоновцев”...
В принципе…ВЦУ... и в
недалеком будущем будет проведен в жизнь переход к новому стилю с
соответствующей передвижкой всех церковных праздников. Смысл
означенных мер прежде всего сводится к дальнейшему углублению
раскола Церкви...
Работа по расколу Церкви
требует средств, которые должны быть отпущены в распоряжение
комиссии...
ЦПА, Ф. 5, оп. 2, ед. хр.
55, л. 158-160.
12.12.1922.
Совершенно
секретно
В области борьбы с
тихоновской контрреволюцией
После того, как снята
“головка” старой церкви в лице епископата… церковная контрреволюция
имеет две точки опоры: реакционную часть белого духовенства, не
желающую принимать церковной реформы, и довольно многочисленную на
местах гражданскую церковную бюрократию в лице членов приходских
советов...
Комиссия держится твердого
убеждения, что выбить церковную контрреволюцию из ее последних
убежищ необходимо, не стесняясь никакими средствами и не
останавливаясь перед самыми беспощадными репрессиями. Поэтому
комиссия поручила ОГПУ принять срочные меры к самому точному учету
всех реакционных элементов, засевших в приходских советах, и всех
активных представителей духовенства, продолжающих в контакте с ними
тихоновскую политику.
Кроме того, как уже
упоминалось в предыдущем отчете, на места даны директивы по части
раскола мирян.
В ближайшее время, перед
разгаром соборной агитации, благодаря принимаемым сейчас мерам,
удастся изъять значительную группу активных поборников
контрреволюции из церкви.
Следствие по тихоновскому
делу подвигается вперед. На днях бывший патриарх был подвергнут
допросу...
В области разложения
церкви
Комиссия обратила внимание
на существование в провинции многочисленных обновленческих органов,
выходящих на наши средства и проявляющих тенденцию, вместо борьбы с
церковной контрреволюцией заниматься мистикой и углублением
религиозного учения. Для борьбы с этим вредным уклоном намечается
закрытие большинства органов (для этого достаточно лишить их
субсидий), оставшиеся в крупных областных центрах церковного
движения предполагается взять под строгую цензуру с целью
регулировать их направление в соответствии с церковной
политикой...
12/XII — 22
г.
ЦПА, Ф. 5, оп. 2, ед. хр.
55, л. 228, 229.
19.12.1922.
Грамота Святейшего Тихона,
патриарха Всероссийского
Божиею милостью смиренный
Тихон, патриарх Московский и всея России всем архипастырям, пастырям
и всему православному русскому народу.
Благодать и милость
Господа нашего Иисуса Христа да приумножится. В тяжелую годину наших
испытаний, в годину торжества сатаны и власти антихриста, когда на
наших глазах новыми иудами-предателями из рода нашего разрывается
нетленный хитон Христов — Святая Церковь Православная, Мы, по долгу
своего Первосвятительского служения, призываем всех верных сынов
Божиих стать твердо и мужественно за веру Божию и на защиту Святой
Церкви древлеправославной даже до уз, крови и смерти, если того
потребуют обстоятельства жизни, и запрещаем признавать Высшее
Церковное Управление, как учреждение антихриста, в нем же суть сыны
противления Божественной Правде и церковным святым
канонам.
Сие же пишем, да ведомо
будет всем вам, что властью, данной Нам от бога, анафематствуем
Высшее Церковное Управление и всех имеющих с ним какое-либо
общение.
Благодать Господа да
пребудет со всеми вами. Аминь.
Смиренный Тихон, патриарх Московский и всея
России.
Москва. Донской
монастырь. 6 декабря 1922 г.
ЦВе(К). 1922.
°10-11.
Публикуется по: Русская
Православная Церковь в советское время (1917—1991). Материалы и
документы по истории отношений между государством и Церковью /
Составитель Г. Штриккер. М.: "Пропилеи", 1995, с. 199.
Совершенно
секретно
За отчетный период времени
необходимо отметить, главным образом, о происходящем церковном хаосе
в связи с освобождением Тихона.
Освобождение, а в
особенности раскаяние Тихона, распоряжение его о молении за
Советскую власть и намерение перейти на новый стиль не только
ошеломило церковников, но для многих более или менее видных
советских деятелей это было также не совсем понятно. По одной
версии, Тихон сошел с ума, по другой — продался большевикам, по
третьей — все это подделка, и даже некоторые верующие Тихона самого
считали поддельным, а, главным образом, боялись того, как бы Тихон
не перешел в обновленцы; это верующих пугало больше всего. Когда же
было выпущено Тихоном первое воззвание, то верующие убедились, что
Тихон противообновленец и к нему отношение сразу изменилось в лучшую
сторону, а его раскаяние перед Советской властью дало верующим
возможность безбоязненно с ним общаться.
Выкинутые Тихоном
политические трюки страшно не понравились правым элементам, а более
того им была противна его связь с ГПУ, о которой они стали узнавать
после его освобождения, и в этой среде повелся разговор о том, как
бы этот старик не выкинул чего-либо большего. Освобождение Тихона
обновленцев испугало, т.к. первоначально они толковали это как свою
ликвидацию гражданской властью и ставку на Тихона, но потом,
убедившись в том, что их позиция в отношении власти так же крепка и
что Тихон от суда отнюдь не освобожден, приступили к организации
своих сил и наметили пути для борьбы с тихоновщиной, для чего всюду
стали переформировывать свои ряды и привлекать к себе более
авторитетных (из старых) архиереев, дабы противопоставить Тихону
крепкую и серьезную оппозицию, и с этой же целью вместо ВЦУ назвали
прежним именем “Синод”, кооптировав в состав его двенадцать старых
тихоновских архиереев. Таким образом, раскол между тихоновцами и
обновленцами все становился серьезнее и серьезнее. И к настоящему
времени это две определенно враждебные между собой группы, считающие
одна другую “раскольниками”...
Враждебность этих течений
доходит до форменной в церкви драки...…что роняет авторитет церкви и
делает благоприятную почву для антирелигиозной
пропаганды...
Начальник 6-го отдела ОГПУ
Тучков
18 сентября 1923 г.
ЦПА, Ф. 89, оп. 4, ед. хр. 118,
л. 4, 5.
35. Ходатайство начальника
СПО ОГПУ Я.С.Агранова о награждении Е.А. Тучкова.
Секретно*
Тучков Евгений
Александрович происходит из семьи крестьянина бедняка. Член партии с
1917 года. В органах ВЧК-ОГПУ работает с 1918 года.
В настоящее время состоит в должности Начальника
III-го Отделения Секретно-Политического Отдела ОГПУ.
Участвовал в 1919 г. в подавлении и ликвидации
Мензединского восстания в Башкирии.
Под руководством тов. ТУЧКОВА и его
непосредственном участии была проведена огромная работа по расколу
православной церкви (на обновленцев, тихоновцев и целый ряд других
течений). В этой работе он добился блестящих
успехов.
При его непосредственном
участии проводилась в 1921 году работа по изъятию церковных
ценностей в пользу голодающих.
В
1923-25 гг. им были проведены два церковных собора (Всесоюзные
съезды церковников), на которых был низложен патриарх Тихон и
вынесено постановление об упразднении монастырей, мощей, а также о
лояльном отношении церкви к Соввласти.
На протяжении ряда лет тов. ТУЧКОВЫМ проводилась
серьезная работа по расколу заграничной православной русской
церкви.
Блестяще проведена работа
по срыву объявленного папой Римским в 1930 г. крестового похода
против СССР.
Под непосредственным
руководством и при участии тов. ТУЧКОВА была проделана серьёзнейшая
работа по признанию сектантами службы в Красной Армии с оружием в
руках, им ликвидирован ряд нелегальных к.р. организаций
действовавших под флагом сектантских организаций.
Благодаря энергичной работе тов. ТУЧКОВА была
раскрыта и ликвидирована в конце 1930 г. Всесоюзная к.р.
монархическая организация церковников “Истинно-православная
церковь”, опиравшаяся в своей а/с деятельности на
черносотенно-клерикальные круги. Организация имела множество своих
филиалов — 300 повстанческих ячеек, огнестрельное и холодное
оружие.
Стоящий во главе этой
организации церковно-политический центр, возглавлявшийся профессором
ЛОСЕВЫМ, НОВОСЕЛОВЫМ, епископом Иосифом и др. — ставили своей
задачей объединение под флагом церкви всех к.р. сил для свержения
Советской власти и реставрации монархии. Целый ряд филиалов, как
например филиалы на Северном Кавказе, в ЦЧО, Никольском районе Сев.
Края и др. — превратились в ряд к.р. выступлений с лозунгами борьбы
с коллективизацией, с ликвидацией кулачества и т.д.
Ликвидированная в 1929 г. на Сев. Кавказе
повстанческая организация так наз. "имясла[в]цев" работала под
руководством церковно-политического центра “Истинно-православная
церковь”.
Под руководством тов.
ТУЧКОВА за последние 2-3 года было ликвидировано несколько сотен
крупных антисоветских организаций и группировок церковников
повстанческого и террористического характера.
В деле борьбы с к.р. движением среди церковников
и клерикально-монархических кругов, группирующихся вокруг церкви,
ТУЧКОВ проявил огромную энергию, инициативу, решительность и
находчивость.
Ходатайство о
награждении тов. ТУЧКОВА Евгения Александровича орденом “Красное
Знамя”.
НАЧ. СПО ОГПУ— АГРАНОВ
1 сентября 1931
года.
* Далее в документе к пов.
дня заседания Секретариата ВЦИК на 25.Х.31 года. Оттиск °
20
ГАРФ. Ф. 1235с. Оп.2с. Д.1206.
Л.1. Оттиск.
Русская
Православная Церковь и коммунистическое государство. 1917-1941.
Документы и фотоматериалы. — М.: Издательство
Библейско-Богословского Института св. апостола Андрея, 1996. — с.
352.
Во втором томе книги
"Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной
Церкви ХХ столетия" иером. Дамаскина (Орловского) приведены
документы из Центрального Партийного Архива, не оставляющие никаких
сомнений относительно методов и тактики богоборцев в войне против
Христа. На стр.477 своей книги иером. Дамаскин цитирует: